ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

ПОЧЕМУ В ТАТАРСТАНЕ ТАКИЕ УСПЕШНЫЕ КЛАСТЕРЫ

Комарова И.И.

На первый взгляд, заголовок не совсем согласуется с темой статьи: в заголовке об успешных кластерах, а статья об административных барьерах на пути развития малого и среднего бизнеса. Но если вспомнить, что основным объектом кластерного развития являются МСП, а отсутствие в России устойчивого развития малого и среднего бизнеса Макс Портер назвал одним из основных препятствий на пути кластерного развития, то станет ясно, что противоречия здесь нет. Кроме того, интересно и то, какие выводы сделали регионы на основе исследования Всемирного банка – а выводы эти очень различны. Кто-то расписался в собственном бессилии, а Татарстан заказал муниципальные карты по административным барьерам и приступил к регуляции законодательства.


Исследователи состояния кластеров в России, пожалуй, будут единодушны в оценке, что одним из наиболее продвинутых в сфере кластерного строительства регионов является Татарстан.

В чём причина? Почему здесь получается то, к чему никак не подступятся многие другие регионы?

Можно сразу же привести несколько факторов, хотя не только они обеспечивают подобное состояние дел. Первое – это продуманная инновационная политика региона, подкреплённая системой законодательных актов. Второе – кластерная политика региона, чётко сформулированная на региональном уровне, оформлена в виде Программ кластерного развития, а также подкреплена системой законодательных актов. Третье – кластеры формируются по чёткой схеме, совпадающей со схемой, предлагаемой ЕС для развития кластеров на европейской территории.

Принятые законы были разработаны с учётом тех административных барьеров, которые являются серьёзным препятствием для развития бизнеса вообще и малого и среднего бизнеса в частности. Для многих не секрет, что кластеры за рубежом развиваются преимущественно как механизм, стимулирующий малый и средний бизнес.

14 октября 2009 года было закончено новое исследование по вопросам регулирования предпринимательской деятельности в регионах России, подготовленное Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией1. Оно показало, что существование значительных различий как в муниципальном и региональном регулировании, так и в интерпретации и применении федеральных законов в существенной степени приводит либо к ограничениям, либо к стимулированию предпринимательской деятельности на местном уровне. Вместе с тем применение на практике лучших примеров регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне может существенно улучшить деловую среду в Российской Федерации.

Исследования были проведены в десяти городах России. Оказалось, что проще всего вести предпринимательскую деятельность в Казани, Твери и Петрозаводске, а сложнее всего – в Москве. Казань возглавляет список городов, благоприятных для ведения бизнеса, благодаря своим эффективным и менее затратным, по сравнению с другими городами, процедурам создания компании и регистрации собственности.

Доклад «Ведение бизнеса в России – 2009» анализирует практику регулирования предпринимательской деятельности в регионах России применительно к малым и средним компаниям с 100-процентным участием российского капитала. В исследовании приняли участие такие города, как Казань, Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж и Москва (перечислены в порядке возрастания сложности ведения предпринимательской деятельности).

Исследование проводилось по следующим четырём показателям из десяти, рассматриваемых в рамках глобального исследования «Ведение бизнеса»: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрация собственности и международная торговля. На создание компании меньше всего времени уходит в Ростове-на-Дону (22 дня) и больше всего в Петрозаводске (37 дней). Москва лидирует по наименьшему количеству процедур при создании компании (девять), но отстаёт от других городов по показателям получения разрешений на строительство и международной торговли.

По данным доклада, получить разрешения на строительство проще всего в Ростове-на-Дону; несколько сложнее в Томске, где местные власти требуют получения дополнительных разрешений; и сложнее всего в Москве, где только до начала строительства необходимо пройти 36 процедур. Процедура регистрации собственности займёт меньше всего времени в Томске (47 дней) и окажется в три раза дольше в Санкт-Петербурге. Самая низкая стоимость передачи права собственности – в Казани. Затраты на экспорт или импорт одного контейнера выше всего в Москве.

В целом по стране затраты, которые несут малые и средние предприятия (МСП), составляют от 3,0 до 4,1 млрд долларов США, то есть фактически сопоставимы с инвестициями в МСП в России, которые в 2004 году составляли 3,3 млрд долларов.

В отчёте говорится, что сумма эта сравнительно невелика, однако «сектор МСП в России сам по себе недостаточно развит с точки зрения своих масштабов в сравнении с другими странами и в целом не отличается продуктивностью. Доля сектора в ВВП меньше 10%, так что такие затраты для него более ощутимы».

Существуют значительные региональные расхождения, и если в Татарстане положение лучше, чем в других регионах, то можно предположить, что в некоторых регионах затраты на административные барьеры чрезмерны. Необходимо отметить, что эти затраты не имеют отношения к рыночной экономике: мы не можем быть уверены в том, что выживают лучшие фирмы – может оказаться, что остаются на плаву фирмы «с лучшими связями»2.

В целом результаты исследования являются очень поучительными не только для Татарстана. Поэтому считаем необходимым остановиться на них подробнее.

Рис. 1. Отношение властей различного уровня к бизнесу

Рис. 1. Отношение властей различного уровня к бизнесу

Результаты оценки взаимодействия бизнеса и власти (см. рис. 1) оказались, на первый взгляд, неплохие, но после здравого размышления – почти безнадёжными. Почему на первый взгляд неплохие? Потому, что возникало предположение, что предприниматели в большинстве своём оценят влияние федеральной, региональной и муниципальной власти как помеху и в графике преобладающим будет красный цвет. Однако оказалось, что отношение к малому и среднему бизнесу в среде государственных структур – индифферентное в 90% случаев. На местном уровне этот процент чуть ниже, но незначительно. В стране, где взят курс на инновации и кластерное развитие экономики, такое отношение госчиновников граничит с саботажем.

Сравнительный анализ этих же показателей в Томской области – регионе, объявленном инновационным, – показал, что в вопросе взаимоотношений бизнеса и государственной власти Татарстан практически по всем показателям находится на полшага в лучшем положении.

Чаще всего бизнес «конфликтует» с местной властью, так как именно на этом уровне решаются самые сложные для предпринимателей вопросы размещения и функционирования.

Если между бизнесом и представителями государственного аппарата возникает конфликт, какими способами он решается? Результат исследования представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Анализ конфликтов бизнеса и местной власти

Рис. 2. Анализ конфликтов бизнеса и местной власти

Самая высокая бюрократическая нагрузка ложится на директоров и бухгалтеров предприятий: 50% предпринимателей тратят не менее 30% рабочего времени на решение бюрократических вопросов.

В ходе этой работы была собрана и структурирована информация о фактических денежных и временных затратах, которые несёт бизнес при прохождении различных процедур. Были опрошены представители 300 предприятий и 100 индивидуальных предпринимателей в городах Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Были выделены процедуры, связанные с началом предпринимательской деятельности, с размещением бизнеса, и процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности.

Процедуры, связанные с началом предпринимательской деятельности:

  • Регистрация нового предприятия или ИП.
  • Лицензирование.

Процедуры, связанные с размещением бизнеса:

  • Получение земельного участка под строительство.
  • Согласование предпроектной и проектной документации на строительство, получение разрешения на строительство объекта и получение разрешения на ввод в эксплуатацию.
  • Перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой.
  • Получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий.
  • Получение в аренду объекта недвижимости (здания, строения, помещения), находящегося в муниципальной или государственной собственности.

Процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности:

  • Бухгалтерский учёт и налогообложение.
  • Ведение внешнеэкономической деятельности.
  • Сертификация.
  • Проверки и инспекции.

Как сами предприниматели оценивают проблемность различных аспектов ведения бизнеса? На рисунке 3 даны сравнительные характеристики Татарстана и Томска.

Рис. 3. Сравнительная оценка предпринимателями проблем ведения бизнеса

Рис. 3. Сравнительная оценка предпринимателями проблем ведения бизнеса

Основными проблемными зонами для ведения бизнеса становятся все вопросы, связанные со строительством, величина процентных ставок и коррупция (для Татарстана). Для Томска эти проблемы не так выделяются из общих существующих проблем.

Процедуры по открытию бизнеса по России были сопоставлены с данными по Европе и странам ОЭСР.

Получилась следующая таблица:

Индикатор

Российская Федерация

Европа
и Центральная Азия

ОЭСР

Процедуры (количество)

9

6,7

5,7

Срок (дни)

30

17,4

13,0

Стоимость (% дохода на душу населения)

2,7

8,3

4,7

Минимальный оплаченный уставной капитал (% валового дохода на душу населения)

1,8

21,5

15,5

Как мы видели выше, вопросы решаются часто полюбовным соглашением, однако во сколько обходится бизнесу полюбовное соглашение? Как часто бизнес вынужден прибегать к неофициальным платежам?

По частоте использования неофициальных платежей для ведения бизнеса процедуры можно расположить по нисходящей. Для Татарстана этот перечень будет выглядеть следующим образом:

  1. Перевод помещений в нежилой фонд.
  2. Лицензирование медицинской деятельности.
  3. Лицензирование транспортной деятельности.
  4. Проверки МВД.
  5. Проверки местными органами.
  6. Аренда недвижимости, находящейся в государственной собственности.
  7. Согласование документов на строительство.
  8. Сертификация.
  9. Операции с землёй.
  10. Проверки СЭС.
  11. Лицензирование прочей деятельности.
  12. Росприроднадзор.
  13. Регистрация.
  14. Процедуры, связанные с ВЭД.
  15. Проверки пожарной инспекции.
  16. Проверки участкового милиционера.
  17. Налоговые проверки.
  18. Проверки антимонопольной службы.
  19. Лицензирование строительной деятельности и др.

Для сравнения: в Томской области частота неофициальных платежей выше и имеет другую структуру: на первом месте – аренда недвижимости и согласование строительства, на третьем – перевод помещений в нежилой фонд и проверка пожарной инспекции.

Для наиболее массовых процедур (различные виды проверок, регистрация, лицензирование, сертификация) доля прибегавших к неофициальным платежам составила от 15% до 25%. Наиболее высокий уровень неформальных отношений выявлен при прохождении немассовых процедур:

  • операции с землёй и недвижимостью;
  • лицензирование;
  • проверки департамента экономической безопасности МВД, местных органов власти (здесь с неформальными платежами столкнулось более трети предпринимателей).

В самом начале все процедуры по ведению бизнеса были разделены на три составляющие:

  1. Процедуры, связанные с открытием бизнеса.
  2. Процедуры, связанные с размещением бизнеса.
  3. Процедуры, связанные с ведением бизнеса.

Эксперты Всемирного банка рассмотрели, сколько времени приходится тратить бизнесменам на эти процедуры и сколько расходуется на них денег.

В порядке убывания перечислены те негативные явления, которые приходится преодолевать бизнесмену, чтобы зарегистрировать фирму:

  1. Очередь.
  2. Необходимость использовать личные связи.
  3. Бюрократический произвол чиновников.
  4. Многочисленные согласования.
  5. Недостаточная компетентность чиновников.
  6. Нетактичное поведение чиновников.
  7. Непредоставление необходимой информации.
  8. Разночтения в законодательстве.
  9. Неудобный график работы.
  10. Требование избыточного числа документов.
  11. Намёки на необходимость дополнительной оплаты.

В Томской области этот список выглядит несколько иначе:

  1. Очередь.
  2. Необходимость использовать личные связи.
  3. Многочисленные согласования.
  4. Разночтения в законодательстве.
  5. Неудобный график работы.
  6. Бюрократический произвол чиновников.
  7. Непредоставление необходимой информации.
  8. Нетактичное поведение чиновников.
  9. Намеки на необходимость дополнительной оплаты.
  10. Недостаточная компетентность чиновников.
  11. Требование избыточного числа документов.

На рисунке 4 представлены сравнительные характеристики для Татарстана и Томска.

Рис. 4. Сравнительная оценка затрат на регистрацию предприятия

Рис. 4. Сравнительная оценка затрат на регистрацию предприятия

Несмотря на это, процедуры регистрации и постановки на учёт были оценены предпринимателями как необременительные, во всяком случае по сравнению с лицензированием.

По результатам исследования были даны следующие предложения:

  • Активнее внедрять современные информационно-коммуникационные технологии.
  • Внедрить и поддерживать эффективное функционирование системы организации приёма посетителей (например, использовать систему электронного управления очередью и предварительной записи заинтересованных лиц по телефону).
  • Провести функциональный анализ процедуры регистрации в УФНС в части постановки на учёт новых предприятий во внебюджетных фондах, а также органах статистики для поиска эффективных механизмов межведомственного взаимодействия.
  • Использовать возможности многофункциональных центров для предоставления государственных услуг в целях повышения уровня обслуживания заявителей.
  • Предусмотреть в рамках муниципальных и региональных программ поддержки бизнеса участие консультанта, который мог бы консультировать по вопросам регистрации нового бизнеса, возможно, более широко, включая вопросы налогообложения и лицензирования. Такие консультации можно вести через интернет-сайты по поддержке бизнеса.
  • На сайтах, посвящённых регистрации нового бизнеса, разместить информацию о документах, обычно требующихся для открытия счёта в банке. Аналогичная информация должна быть доступна на информационных стендах и у консультантов УФНС.

Однако в этих предложениях не была учтена одна очень важная составляющая – роль бизнес-инкубаторов и технопарков. Практику этих учреждений мы позаимствовали за рубежом, как и всё остальное, однако пока заимствовали, очевидно, забыли, зачем их там создавали. А создавали их там как раз для того, чтобы в разы ускорить процесс создания и начала ведения нового бизнеса, главным образом малого. В бизнес-инкубаторах предприниматели получают и консультации, и помощь при оформлении своего бизнеса, а также низкую арендную плату на первое время (от полугода до года) – за это время они могут отладить многие вопросы размещения и лицензирования молодого бизнеса, которые до этого момента они решать не могли.

Рис. 5. Сравнительная таблица затрат на размещение бизнеса

Рис. 5. Сравнительная таблица затрат на размещение бизнеса

Временные, финансовые и коррупционные затраты, которые несут представители бизнеса на лицензирование новых предприятий, очень велики. Они очень выпукло представлены на рисунке 5.

Около трети предпринимателей считают, что их не устраивает деятельность лицензирующих органов.

Как видно из рисунка 6, наименее проблемная процедура – получение в аренду объекта недвижимости из муниципальной или государственной собственности.

Рис. 6. Сравнительная таблица процедуры 4 - получения в аренду недвижимости

Рис. 6. Сравнительная таблица процедуры 4 - получения в аренду недвижимости

Лицензирующие органы

В этом направлении были предложены следующие меры:

  • Региональным и/или муниципальным органам поддержки предпринимателей обеспечить информационную поддержку соискателей и лицензиатов по требованиям и порядку получения и переоформления всех видов лицензий в полном объёме в доступной для предпринимателей форме.

    В этой связи следует:
    1. определить полный список видов деятельности, подлежащих лицензированию;
    2. указать уполномоченные организации по лицензированию;
    3. содействовать составлению пошагового описания процессов получения и переоформления лицензий в доступной для предпринимателей форме.
  • Поддерживать использование Интернета как основного источника актуальной и исчерпывающей информации по процедуре.
  • Помимо Интернета предлагать предпринимателям методические материалы в печатной форме, которые можно получить в соответствующих учреждениях.
  • Необходимо провести тщательный анализ процедур лицензирования, выявить потенциал для их упрощения, удешевления и ускорения – как для регулирующих ведомств, так и для соискателей и лицензиатов.
  • Принять меры по упрощению, повышению прозрачности и предсказуемости этапов прохождения процедур лицензирования.
  • Разместить тексты разработанных административных регламентов по процедурам лицензирования на сайте электронного правительства, на сайтах по поддержке предпринимателей, а также на сайтах лицензирующих органов.
  • Организовать обсуждение разработанных регламентов по процедурам лицензирования с представителями лицензирующих органов, компаний-посредников, бизнес-сообщества для выявления возможностей по упрощению, повышению прозрачности и предсказуемости процедур лицензирования.
  • Особое внимание уделить процессу получения медицинской и фармацевтической лицензий.
  • Внедрить систему предварительной подготовки и сдачи документов в электронном виде, что позволит соискателям и лицензиатам из муниципальных районов работать c лицензирующими органами в режиме on-line и сократить их поездки в г. Казань. Кроме того, это даст возможность заранее планировать объём, график работы специалистов лицензирующих органов и сократить время приёма ими оригиналов документов.

Процедуры размещения бизнеса

Рекомендации:

  • Рассмотреть возможности сокращения временных издержек на различных этапах.
  • Рассмотреть возможности сокращения количества посещений различных административных учреждений.
  • Во всех муниципалитетах внедрить практику предоставления услуги по формированию земельного участка по схеме «одного окна» с участием всех согласующих учреждений как в случаях без предварительного согласования места размещения объекта, так и с предварительным согласованием места размещения.
  • Рассмотреть целесообразность и возможность внедрения «одного окна» на муниципальном уровне для процедур оформления прав собственности или аренды на земельные участки под уже имеющимися зданиями (строениями).
  • Необходимо повысить информационную доступность, согласованность и прозрачность порядка прохождения процедур.
  • Поддерживать усилия муниципалитетов по размещению информации по процедурам на своих сайтах.

Проверки и инспекции

Особое место в деятельности любого предпринимателя занимают проверки и инспекции. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Предприниматели Республики Татарстан в среднем подвергаются проверкам заметно чаще по сравнению с предпринимателями Томской области (2,7 раз в год по сравнению с 1,4 раза в год).
  2. Наибольшие затраты предприниматели несут при проведении налоговых проверок.
  3. Лидерами в получении неформальных платежей являются налоговые органы, пожарная инспекция, местные органы исполнительной власти, службы экологического контроля и Роспотребнадзор в части санитарных требований.
  4. В наименьшей степени предприниматели удовлетворены контрольно-надзорной деятельностью служб экологического контроля, местных органов исполнительной власти, Роспотребнадзора (в части санитарных требований).

Исходя из этих выводов, были даны рекомендации:

  • Информация о законодательстве любого уровня, регулирующем проверки, должна быть публично доступна и представлена на сайтах контрольно-надзорных органов. Такая информация должна регулярно обновляться. Комментарии к законодательству и процедурам, написанные понятным языком, помогут предпринимателям понимать предъявляемые к ним требования.
  • Разъяснять цели и предмет проверок, разработать, опубликовать и применять стандартизированные акты проверок с исчерпывающим списком вопросов и предметов контроля («чек-листы»).
  • Чётко описать процесс обжалования при проверках и разместить эту информацию на сайте.
  • Различным контрольно-надзорным органам и прокуратуре координировать действия для минимизации пересечения предмета контроля и уменьшения нагрузки на предпринимателей.
  • Проводить регулярное обучение специалистов, осуществляющих проверки, соблюдению положений законодательства.
  • Проводить, по возможности, вместо выездных документарные плановые проверки.

Рынок посреднических бизнес-услуг

Наиболее высокие показатели привлечения посредников в Республике Татарстан характерны для наиболее сложных процедур: получение земельного участка под строительство и разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.

Наиболее высокие доли «рекомендованных» фирм (более 40%) характерны для самых редких процедур: перевод жилых помещений в категорию нежилых, регистрация прав интеллектуальной собственности.

Минимальный показатель доли навязанных посредников характерен для процедуры аренды недвижимости из муниципальной и государственной собственности – только 5% (Томская область – 75%).

Не для всех процедур привлечение посредников уменьшает временные затраты и частоту неофициальных платежей. Это говорит о том, что фирмы-посредники привлекаются в наиболее сложных случаях.

В целом рынок посреднических услуг неодинаково развит в отношении различных видов процедур. Наиболее доступны и востребованы услуги посредников при прохождении процедур регистрации.

Наименее развитым можно считать рынок посреднических услуг, связанных с достаточно редкими процедурами: размещения, лицензирования.

Примечания

1. Информация о проекте размещена на сайтах www.doingbusiness.org/russia, http://subnational.doingbusiness.org и www.worldbank.org/ru.

2. Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации: Оценка стоимости административных барьеров для российской экономики. М., 2005. С. 32.



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru