ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ


Доклад ООН «Мировая экономическая ситуация и перспективы» выпускается ежегодно Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (UN DESA), Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и пятью региональными комиссиями ООН (Экономической комиссией по Африке (ECA), Экономической комиссией по Европе (ECE), Экономической комиссией по Латинской Америке и Карибскому бассейну (ECLAC), Экономической и социальной комиссией по Азиатско-Тихоокеанскому региону (ESCAP), а также Экономической и социальной комиссией по Западной Африке (ESCWA). Это издание – ценный аналитический материал и источник данных для научных работников, экономистов, а также журналистов.


Состоялась презентация очередного доклада в Информационном центре ООН в Москве. Открывая её, директор Информационного центра А.С. Горелик сказал: «В нынешнем году мы проводим представление WESP-2010 в жанре встречи за чашкой чая, т.е. в менее официальном формате, чем это было раньше.

Гаитянская катастрофа отвлекла столько сил и внимания, что коллеги в Нью-Йорке не стали представлять этот доклад так, как это делалось всегда, – в ряде столиц мира с широким обсуждением.

В презентации доклада любезно согласился участвовать заведующий отделом Департамента международных организаций МИД РФ Дмитрий Биричевский.

Не буду подменять докладчика и доклад, но должен остановиться на некоторых моментах. Особенностью этого документа является то, что он выходит в свет в условиях сохраняющегося спада мирового хозяйства, пока ещё не до конца ясных тенденций, могущих заключать в себе потенциал нового роста. Например, в отношении экономик стран СНГ эксперты ООН высказывают умеренно оптимистичный прогноз, предостерегая от чрезмерных ожиданий и указывая на их сохраняющуюся институциональную слабость и затруднённый доступ к мировым рынкам капитала.

В докладе выделено несколько важных моментов: 1. Описание перспектив на 2010 год. 2. Почему восстановление выглядит шатким. 3. Какие страны начинают преодолевать спад.

Китайская экономика двигается семимильными шагами. В развивающихся странах ожидается подъём. Азия будет локомотивом в процессе восстановления экономик.

Уровень безработицы, по мнению экспертов, остаётся высоким, так же как сохраняется рост бедности работающего населения в развивающихся странах.

Для ООН остаётся важным тот раздел доклада, который посвящён бедным странам, а также тема “Целей развития тысячелетия”. Начали говорить, что эти цели к 2015 году вследствие кризиса выполнены не будут.

Центральная площадь Шанхая

Центральная площадь Шанхая

В докладе имеется часть, посвящённая мировой торговле. Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва.

По данным отчёта, будут предприниматься усилия для его актуализации, но чем это закончится – непонятно. Потоки капитала продолжают идти от бедных стран к богатым при сохраняющейся слабости рынков.

Задолженность развивающихся стран к 2008 году снизилась по сравнению с 2002 годом, но в связи с кризисом эта цифра вновь увеличилась.

Отдельный раздел Отчёта посвящён неопределённостям и рискам. Тон этого раздела вовсе не радужный. Основная мысль, которая проводится в нём, – нельзя бросать меры по стимулированию экономики.

Наблюдается дисбаланс, а следовательно – жёсткая посадка доллара. Объём внешнего долга США увеличился.

Фактор роста покупательной способности США останется низким.

Последний элемент доклада – задачи политики. Делается комплиментарный вывод о согласованности мер гармонизации подходов. Упор на восстановление макроэкономического баланса.

Хорошо сформулирован пассаж по поводу развития энергетики и климата. Особое внимание уделяется “зелёной” энергетике.

В конце отмечена необходимость управления экономикой. Оговаривается роль в этом МВФ, что для меня особенно интересно.

Последняя мысль доклада – о реформировании валютной системы. Предложена многовалютная резервная система. На фоне глобальных экономических передряг в ООН новый стимул получила дискуссия: какие международные организации должны играть определяющую роль».

Панорама Шанхая

Панорама Шанхая

Д.А. Биричевский: «Несколько слов о том, как ООН реагирует и действует в отношении кризиса.

С инициативой учреждения Экспертной комиссии по реформированию международной валютной и финансовой системы выступил осенью 2008 года председатель Генеральной ассамблеи ООН Мигель д’Эското Брокман. В июне 2009 года Экспертную комиссию, или, как её ещё называют, Антикризисное бюро ООН, возглавил лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Джозеф Стиглиц. В число 17 экспертов – крупнейших специалистов в области международных финансов – вошёл управляющий директор “Интерроса” Андрей Бугров, представляющий страны Восточной и Центральной Европы.

Чтобы обсудить предложения комиссии на межправительственном уровне, в конце 2009 года был созван саммит. Доклад комиссии носил глобальный, даже революционный характер. Страны-участницы заявили, что не готовы принять решения комиссии Стиглица. Во всяком случае, решения в фискальной сфере они не готовы передать в надгосударственный орган. В результате был принят консенсусный, вялый документ, никого ни к чему не обязывающий.

Развивающиеся страны заинтересованы в выносе обсуждения на трибуну ООН. В то же время развитые страны привыкли обсуждать всё компанейски (восьмёркой). Чтобы всех удовлетворить, в последнее время больше решений выносится на обсуждение двадцатки.

Процесс работы Рабочей группы буксует: обсуждаются только организационные вопросы. ООН не в состоянии двигаться быстрее, но остаётся наиболее авторитетной организацией. Мы поддерживаем реформу МВФ».

А.С. Горелик: «Спасибо. В сентябре Генеральная ассамблея будет рассматривать эти вопросы. Определилась ли Россия, с чем она выйдет на эту ассамблею?»

Д.А. Биричевский: «Пока ещё в процессе определения. В МИДе вырабатывается план реализации концепции содействия международному развитию. В этом контексте было создано Россотрудничество и в нашем управлении создан технический отдел для разработки этих положений.

Мы ни от одного из своих обязательств не отказались и исправно вносим свой вклад».

Газета «Новые известия»: «Хотелось бы понять наше место в восстановлении экономики».

А.С. Горелик: «Аналитики оценивают восстановление с аккуратным пессимизмом. В странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) экономическая рецессия прошла наиболее серьёзно. Был разработан пакет антикризисных мер. Циклические меры, принятые Россией и Казахстаном, были признаны самыми перспективными. В докладе ООН содержатся, правда, очень осторожные, два упрёка в адрес развития экономики России».

Д.А. Биричевский: «Прогноз по странам СНГ дан очень осторожно. Действительно, ни для кого не секрет, что Россия пострадала от кризиса больше других.

Тем не менее, если ситуация в мировой экономике не ухудшится, то Россия будет развиваться неплохо.

Вместе с докладом ООН вышел ещё один доклад – экспертов ВЭФ перед Давосским форумом.

Как и эксперты ООН, так и другие ведущие эксперты утверждают, что необходимо менять управление мировым экономическим развитием.

Сейчас эксперты наблюдают за тем, что зреет ещё один пузырь – на рынке китайской недвижимости».

Астана, столица Казахстана

Астана, столица Казахстана

Щетинин Валентин Дмитриевич, профессор Дипломатической академии: «К сожалению, ещё не успел прочитать сам доклад, и могу делать выводы только по выступлениям. Мы услышали то, что ожидали.

  1. Чётко рекомендовано не делать резких движений.
  2. Очевидно, что никто не собирается переделывать ООН.
  3. Не будем мешать естественным процессам, которые идут.
  4. По возможности следует выдвигать инициативы, которые ранее ушли в запасники.
  5. Приветствуются инициативы в отношении глобальной системы управления.

Не будем рассчитывать на возможность пузырчатого спекулятивного развития. Мне кажется очень важным, что мы уже предприняли сами в этом направлении: таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана. Все возможные “неразрешимые” трудности, на которые кивают, – ерунда. Они разрешимы.

То, что я сегодня услышал, меня вдохновляет».

«Деловая газета»: «Мне очень понравился ваш комментарий. Вы создали агентство в рамках МИДа. Есть чёткая программа, как получить поддержку для выхода предприятия на международный уровень с учётом таких новшеств, как таможенный союз. Есть ли анализ отдачи?»

Д.А. Биричевский: «Отрадное мнение Валентина Дмитриевича разделяет и постпредство в Нью-Йорке.

Россия до 2005 года была страной – получателем помощи, и наши эксперты не могли из-за этого получить средства на участие в необходимых обсуждениях.

С 2005 года произошёл колоссальный переворот – мы превратились в государство, которое не принимает, а оказывает помощь. МИД находится в тесном сотрудничестве с бизнесменами.

У бизнеса пока нет представления о том, как участвовать в этом сотрудничестве. Ведь мы могли бы оказывать помощь не только в установлении контактов в СНГ. Существуют развивающиеся рынки во Вьетнаме и т.д.

В стране на сегодняшний день нет единого органа, который отслеживал бы, сколько и кому мы выделяем. Эту информацию мы собираем по крупицам из Минфина, Роспотребнадзора, МЧС и проч.

Мы пытаемся родить этот механизм. Что касается затрат и окупаемости, пока что мы продолжаем развивать свой имидж.

К примеру, мы вложили 100 миллионов долларов в борьбу со СПИДом. Это, конечно, здорово, но когда ты только даёшь деньги, не обусловливая этого никакими запоминающимися акциями, это приводит к тому, что никак не влияет на формирование имиджа. Мы не научились использовать ситуацию».

«Деловая газета»: «Хорошо бы стимулировать СМИ, хотя бы по минимуму».

А.С. Горелик: «СССР был в своё время крупным донором, и не только финансовым. Сегодня это происходит на другом уровне. Спасибо большое всем».

Сайгон

Сайгон

ЭКОНОМИКИ СНГ В ДОКЛАДЕ ООН

Экономическое выздоровление будет зависеть от позитивной экономической динамики на глобальном уровне.

Испытав резкий экономический спад на 6,7 процента в 2009 году, Содружество Независимых Государств (СНГ) ожидает в 2010 году общего экономического роста примерно на 1,7 процента, согласно данным Организации Объединённых Наций.

Наиболее крупные экономики Содружества (главным образом Российская Федерация и Украина) серьёзно пострадали от всемирного экономического кризиса, сообщила ООН в первом региональном выпуске «Мировая экономическая ситуация и перспективы (МЭСП) на 2010 год».

В 2009 году производство продукции в СНГ резко снизилось по многим причинам. В Российской Федерации изначальные сбои, возникшие из-за неадекватного доступа к международному финансированию, были усугублены резким спадом глобальных цен на сырьевые товары. Упадок российской экономики негативно повлиял на экономические показатели по всему СНГ. Наиболее выраженный упадок производства продукции произошёл на Украине, где весомо ощущался эффект резко негативного сооотношения цен импорта и экспорта и серьёзных проблем с внешним финансированием, а также в Армении, где резко остановился подъём в строительстве, поддерживаемом ремитированием. Менее открытые экономики, располагавшие финансовыми ресурсами для внедрения комплексных мер по стимулированию, – такие как Туркменистан и Узбекистан, – продолжали расти несмотря на мировую рецессию. Тем не менее Туркменистан испытал трудности, вызванные перебоями в функционировании магистрали, экспортирующей газ в Российскую Федерацию. Прочие экономики – такие как Кыргызстан и Узбекистан – смогли амортизировать кризис благодаря росту цен на золото и позитивным исходам пересмотра договоров по экспорту природного газа, заключённых с Российской Федерацией.

Ожидается, что экономики СНГ восстановятся в 2010 году благодаря подъёму в мировом спросе и улучшенным финансовым условиям. Тем не менее восстановление будет приглушённым из-за продолжающейся хрупкости банковской сферы, а также некоторых элементов запланированной финансовой консолидации.

Несмотря на ожидаемое умеренное восстановление производства продукции, в экономиках СНГ существуют серьёзные неопределённости. Дальнейшее снижение цен на сырьевые товары и непроходящие трудности с доступом к международным рынкам капитала могут отразиться на экономических перспективах – особенно для стран, в большой степени зависящих от внешнего финансирования.

В Российской Федерации уже возникли значительные разрывы в финансировании, грозящие затруднить покрытие запланированных государственных расходов. Несмотря на здоровые экономические показатели до кризиса, нынешний спад явно выявляет рискованность сильной зависимости от экспорта нескольких видов сырья и малой степени экономической диверсификации.

Вьетнам, город Хо Ши Мин. Торговый центр Diamond Plaza

Вьетнам, город Хо Ши Мин. Торговый центр Diamond Plaza

Торговля

В 2009 году активное сальдо торгового баланса Российской Федерации снизилось более чем на 46 процентов до суммы, составляющей 96 миллиардов долларов США. В Казахстане ожидается его снижение на 50 процентов, до 16,5 миллиарда долларов США. В то же время, несмотря на резкий спад объёма импорта стали и промышленных товаров и относительно повышенную стоимость импортирования газа, было подсчитано, что торговый дефицит на Украине в 2009 году сократился на 80 процентов, до 3,4 миллиарда долларов США, что отражает влияние сокращающейся экономики на импортный спрос.

МЭСП на 2010 год сообщает, что, несмотря на спад в темпах торговли, экспортный доход стран СНГ всё равно позволил достичь узкого активного сальдо по текущим расчётам. В 2009 году Украина продемонстрировала наиболее значительный сдвиг от большого дефицита к невысокому активному сальдо на фоне резко упавших темпов производства и импорта, а также снижения валютного курса. Активное сальдо по текущим расчётам в Российской Федерации резко снизилось, в то время как сальдо по текущим расчётам в Казахстане перешло в дефицит на фоне упавших цен на сырьё, повлекших за собой снижение объёмов экспорта. В Республике Беларусь резкое падение спроса и цен на нефтепродукты понизило экспорт, в то время как затраты на импорт возросли вследствие снижения субсидий на энергию. Страны с низким доходом, не экспортирующие энергию, продолжали иметь большие дефициты на текущих счетах. В Армении и Таджикистане дефицит расширился, поскольку снижение в ремитировании нейтрализовало влияние спада темпов импорта.


Рост безработицы

МЭСП на 2010 год сообщает, что уровень безработицы резко возрос в большинстве стран СНГ, а также в Грузии. В отличие от прошлых экономических перебоев, компании в Российской Федерации не отложили выплату заработной платы: вместо этого они уволили служащих. В Армении, Молдавии и на Украине также произошло значительное ухудшение показателей на рынке труда. Более того, возврат рабочих-мигрантов, потерявших работу в Российской Федерации, усугубил рост безработицы, особенно в странах СНГ с низким доходом. В Казахстане в 2009 году рост занятости был в застое по причине низких темпов роста населения.

Рынок в Ашхабаде

Рынок в Ашхабаде

Финансово-бюджетная политика

Финансовый дефицит возрос на фоне снижения налоговых поступлений, социальные расходы возросли и значительные ресурсы были забронированы для поддержки банковских секторов, страдающих в крупных экономиках СНГ.

С учётом имеющегося финансового пространства в пропорции к размеру их экономик, антициклические меры, принятые Казахстаном и Российской Федерацией, были одними их самых существенных в мире. В 2008–2009 годах Национальный Фонд Казахстана предоставил 10 миллиардов долларов США, или 7,4 процента всего ВВП в 2008 году, для финансирования комплексных мер по стимулированию, принимаемых государством. В Российской Федерации финансовые меры, введённые в 2008 году и объявленные в 2009 году, составили приблизительно 7 процентов ВВП. Впервые с 2000 года в обеих странах в 2009 году будет зафиксирован дефицит бюджета. Меры по стимулированию сыграли важную роль в поддержании экономической активности. Хотя преждевременного прекращения мер по стимулированию следует избегать, у стран СНГ будет сложная задача – принять и внедрить планы по переходной финансовой консолидации и в то же время пересмотреть приоритеты затрат.

Будущая динамика дефицита бюджета в этих странах будет зависеть от эволюции цен на нефть, темпов экономического восстановления, а также стратегических решений по продолжению или упразднению финансового стимулирования. Принимая во внимание начальную позицию – дефицит федерального бюджета в Российской Федерации в 2009 году ожидается в объёме приблизительно 9 процентов ВВП – дефицит бюджета в ближайшие годы сохранится. Необходимое финансирование этих дефицитов будет в резком контрасте с обстановкой до кризиса, когда правительство практически отошло от рынков капитала. Официальные прогнозы предсказывают, что Резервный фонд России опустеет к концу 2010 года. Нетто зарубежного финансирования в 2010 году ожидают в объёме 16 миллиардов долларов США, и подобные высокие суммы также потребуются на протяжении последующих двух лет.

Страны СНГ с низким доходом смогли выдержать давление повышенных расходов благодаря поддержке МВФ. Например, Таджикистан получил средства через трёхлетнюю Программу роста и устранения бедности, а Кыргызстану был предоставлен доступ к Программе экзогенных шоков. Экстренное внешнее финансирование на Украине было предоставлено в недостаточном объёме и сопровождалось повышением налогов, что негативно отразилось на эффективности мер по экономической стимуляции.

МЭСП предупреждает, что умеренное восстановление, предсказуемое в исходной перспективе, может быть подвержено серьёзным видам риска и неопределённости. Во-первых, существует риск преждевременного «выхода» из мер по стимуляции в основных экономиках, что может прервать всё ещё зачаточное восстановление. Во-вторых, существует риск повторного возникновения глобальной макроэкономической несбалансированности, что являлось проблемой с самого начала и может понизить уверенность в долларе США, что приведёт к новой волне финансовой несбалансированности. Эти виды риска могут вызвать двукратную всемирную рецессию, что повлияет на страны СНГ, учитывая их зависимость от мировой торговли и финансирования.

Доклад ООН призывает к более активной и интенсивной международной координации макроэкономической политики в сравнении с той, что имеет место в настоящее время в контексте «группы двадцати», а также более глубоким системным реформам в сфере финансового надзора и глобальной системы резервов для того, чтобы избежать этих видов риска и обеспечить более сбалансированный, надёжный путь глобального экономического роста.



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru