ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

БЫТЬ ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ

Александр Подлесов


Таким важным проблемам, как межнациональные отношения и национальная политика, посвящена статья члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, заместителя Председателя партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Александра Подлесова.


Социальное спокойствие и межэтническое сотрудничество в такой многонациональной стране, как Россия, зависят от позиции государства в национальном вопросе. Главная задача в этой области – регулировать межэтнические отношения таким образом, чтобы национальное самочувствие народов, проживающих в стране, было комфортным. В основе государственной политики должны лежать идеи межнационального взаимопонимания, доверия, уважения и диалога.

Поэтому в процессе выработки эффективной модели государственного управления внимание к этно-национальной проблематике весьма актуально.

Межнациональные отношения в нашей стране всегда требовали особо бережного отношения. В 1990-е годы они резко обострились. Этническая структура России после трагического распада СССР изменилась. Одна из главных причин этого – разрыв национальных связей, вызвавший мощную миграцию. Отличительной её чертой является ярко выраженный этнический характер. Только за 1989-2002 годы Россия приняла около 11 миллионов мигрантов из постсоветских республик, включая страны Балтики. Самые крупные миграционные доноры России сегодня – Казахстан, Узбекистан и Украина. За счёт закавказских стран Россия увеличила своё население на 18,9%, среднеазиатских – на 29,8%, балтийских – на 4,7%. Большую часть прибывших в страну иммигрантов составляют русские и этнические россияне. Их массовый выезд обусловливался тремя основными факторами:

  • духовным (устойчивая тенденция сокращения сферы распространения русского языка, русскоязычных школ, ущемление информационных, культурных, образовательных и духовных потребностей русского и русскоязычного населения);
  • политическим (вытеснение русского населения из политических, общественных, государственных правительственных структур и органов);
  • материальным (экономический кризис, спад производства, инфляция и т. д.).

Следует отметить, что в эти годы наблюдалась миграция представителей всех народов, проживающих в Российской Федерации. В частности, миграция татар. С 1989 года по 1995-й, например, их миграционный прирост составил 161 тысячу человек, или около 12% от общей численности татар, проживающих на территории СНГ и Балтии. Наибольший приток наблюдался из Узбекистана (69 тысяч), Таджикистана (32 тысячи) и Казахстана (29 тысяч).

Вместе с тем происходит не только массовый выезд этнических россиян из регионов СНГ, но и массовый приток в Россию коренного, «титульного» населения этих республик. В Москве численность таджиков, грузин, армян, азербайджанцев увеличилась, по данным исследования Института этнологии и антропологии РАН, в среднем в четыре раза. К числу мигрантов и переселенцев из регионов бывшего СССР нужно прибавить мигрантов из других стран. На сегодняшний день в России находится около 10 миллионов иностранных граждан, причём половина из них проживает незаконно. Большинство этих людей – выходцы из стран СНГ, Китая, Вьетнама, Афганистана, Кореи. Таким образом, за последние 10-15 лет Россия стала крупнейшим иммигрантским центром в Евразии.

Эти процессы идут на фоне сокращения титульной нации, что создаёт социально-психологическое напряжение в обществе, серьёзно ослабляет государство. Такой приток мигрантов требует значительных расходов, выделения средств на их размещение и трудоустройство, создаёт дополнительную нагрузку для государственного аппарата в центре и на местах, способствует росту преступности, увеличивает давление на рынок труда.

Вместе с тем эта миграционная ситуация имеет и ряд положительных моментов. Среди них – возможность улучшить демографическую ситуацию в стране, пополнить её трудовые и интеллектуальные ресурсы. В этом отношении значительный потенциал представляют наши соотечественники за рубежом. По разным оценкам, российская диаспора занимает 3-4-е место в мире: 20 миллионов в ближнем зарубежье и 10 миллионов в дальнем считают себя русскими. Реальное число желающих переехать в Россию, по данным Федеральной миграционной службы, составляет 5-6 миллионов человек. За 1990-2003 годы вернулись на свою историческую Родину четыре миллиона русских. Однако справиться с таким потоком российских мигрантов государство оказалось не в силах. Ни в области правового обеспечения, ни в области экономических и трудовых условий. В регионах пребывания мигрантов проводится очень жёсткая миграционная политика, зачастую идущая вразрез с Конституцией РФ. Но в 1993 году, когда принималась Конституция, ситуация с миграцией в России была не такой напряжённой, как сейчас. За десять с лишним лет проблема мигрантов стала настолько острой, что необходима срочная разработка системы законодательных и административных мер на федеральном уровне. В первую очередь требуется внести соответствующие поправки в закон о гражданстве, максимально упростив процедуру его предоставления нашим соотечественникам. Работа в этом направлении уже начата – Комитет Совета Федерации по делам СНГ готовит новый проект закона о соотечественниках. Он должен чётко регулировать всю сложную гамму взаимодействий и взаимоотношений между государством и иммигрантами-россиянами. Необходимо также существенно упростить для них режим получения разрешения на пребывание в России и устройства на работу.

Нижегородская соборная мечеть

Церковь Божией Матери всех скорбящих радости. Арх. Брюхатов В.Н., 1890-е годы. Нижний Новгород

Одним из видов помощи переселенцам должны стать договоры между Россией и бывшими союзными республиками о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Подобные соглашения уже заключены с Латвией, Киргизией, Арменией, Азербайджаном.

Многие нелегальные мигранты, не имея возможности зарабатывать на жизнь честным путём, вынуждены приспосабливаться. Сам факт, что эти люди находятся в России на нелегальном положении, делает их уязвимыми и неполноценными. Этим пользуются криминальные группировки и втягивают нелегалов в преступную деятельность. Незаконная миграция создаёт не только криминальные, но и экономические проблемы, обеспечивая дешёвой рабочей силой теневой сектор экономики. Незаконные мигранты не платят налоги. Они вывозят из России миллиарды долларов. Известны факты, когда граждане бывших братских республик обналичивали за одну операцию 40-50 миллионов долларов. Наведение порядка в сфере миграции позволило бы сберечь для экономики страны огромные средства.

Но в России до сих пор нет комплексной долгосрочной миграционной политики. Существующее законодательство не соответствует жизненным реальностям. Так, давно назрела необходимость упорядочить безвизовой въезд в Россию. Для этого России нужно пересмотреть соглашение со странами СНГ о порядке въезда.

Ни одна мера по пресечению незаконной миграции не будет действенна при отсутствии обеспечения соответствующей охраны границы. Границы со странами СНГ по большей части прозрачны и не способны защитить Россию от незаконной миграции и контрабанды.

Решать вопросы миграции можно только комплексно, с участием всех органов власти, имеющих к данной проблеме отношение, при сосредоточении руководства миграционными процессами в одной государственной структуре. Сегодня оно рассыпано между МВД, МИД, ФПС, ФМС и другими органами. В результате координация между ними не всегда успешна, и они порой дублируют друг друга, а проблемы остаются нерешёнными.

В современной России идёт становление новых политических и экономических реалий. Приходится констатировать, что разнообразные преобразования порой мало стыкуются с национальными особенностями и традициями, с национальным менталитетом. Поэтому новый уклад жизни, связанный с многообразием форм собственности, порождает специфическую социальную структуру, в недрах которой формируются и выходят наружу конфликты самого различного свойства – политические, экономические, социальные, этнические. Эту немаловажную особенность следует учитывать при разработке механизмов управления процессами осуществления национальной политики.

Главный вектор миграционного движения в странах СНГ направлен в сторону России, и этническая структура этого движения очень многообразна. Наряду со славянским этносом (украинцами, русскими) в возвратной миграции участвуют татары, башкиры, представители народов Кавказа. Осваивая изменившуюся социальную и духовную среду обитания, они ориентируются на свои традиционные ценности и представления. В этом плане представителям коренных народов России, как правило, бывает труднее адаптироваться к новым реалиям, чем, скажем, выходцам из стран дальнего зарубежья или кавказских регионов. Потому что коренные народы России тяжелее приспосабливаются к условиям рыночных взаимоотношений.

В результате изменившейся в последние десятилетия этнической структуры российского общества усложнились отношения между отдельными представителями народов, проживающих в стране. Объективно возникают ситуации, когда стереотип, предубеждение «свой» и «чужой», лежащие в основе отрицательной практики межнационального общения, становятся ведущим мотивом и довлеют над здравым смыслом. В связи с этим встаёт важная задача создания условий для адаптации мигрантов к уже иной среде – культурной, правовой, религиозной. Государственные органы должны заботиться не только о сохранении традиций мигрантов, но и активно содействовать приобщению их к гражданским и культурным ценностям России. Здесь очень важен потенциал средств массовой информации, а также различных общественных институтов, возникших в ходе реализации Федерального закона «О национально-культурных автономиях», принятого в 1996 году. Общины, землячества, ассоциации и другие этнические объединения в регионах и на федеральном уровне должны активно проводить работу среди своего населения по просвещению и регулированию правового, социального, религиозного и нравственного поведения, а не ограничивать свою деятельность сохранением культуры, языка.

Для конструктивного развития межнациональных отношений и внешней политики страны особое значение приобретает наметившаяся в последнее время тенденция экономической интеграции в рамках постсоветской территории.

Эти интеграционные процессы не ограничиваются экономической областью, они происходят и в духовной сфере, и в живой народной среде. СССР всё ещё продолжает существовать, как бы виртуально и по инерции, но в тоже время – и реально. «Мы родом из Советского Союза» – так определяет свои истоки значительная часть населения постсоветского пространства. Конечно, это уже не прежняя страна, но её «контуры», её «абрис» реально сохраняются. И, прежде всего, – в сознании и памяти нескольких живущих сегодня поколений. Поэтому в строительстве нового российского общества недопустимо игнорировать этот фактор. Рано или поздно многогранные интеграционные процессы на евразийском пространстве снова возобладают, и Россия должна быть к ним подготовлена и идейно-политически, и организационно-экономически, и военно-технически.

Следует направить усилия институтов гражданского общества разных стран на организацию совместных мероприятий и акций, приуроченных к знаменательным датам нашей общей истории. Целесообразно создать общий телевизионный канал для постоянного живого общения рядовых граждан, политиков и государственных деятелей стран бывшего Советского Союза.

Ведь тяга к России у её ближайших соседей была естественной и в значительной степени прагматичной, а потому долгой и прочной.

Ещё в конце XIX века знаменитый русский философ Вл. Соловьёв сказал: «Национальный вопрос в России – это вопрос не о существовании, а о достойном существовании».



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru